Новости l Объявления l Интервью l История l Религия l Образование l Язык l Искусство l Литература l Спорт l Видео l Викторина l Кто есть кто

Что приходит в голову, когда услышишь или прочитаешь слова "Ассирия", "ассирийцы"? Кому-то - виденные когда-то в музее или в школьном учебнике могучие крылатые быки и глиняные таблички, на которых причудливыми клиньями написано что-то загадочное; кто-то, возможно, вспомнит "самого носатого, самого коричневого ассирийца" из "12 стульев", который чистил сапоги на углу Тверской и Камергерского переулка в Москве. А если вспомнится и то, и другое, то неизбежно возникает мысль: "И это - все? Глиняные таблички и этот чистильщик обуви - и подобные ему парии городов в разных странах - это все, что осталось от могучей державы, от грозного и талантливого народа, определявшего когда-то ход исторических часов?" В общем-то - все это так. Река времен - всесильно ее могучее, все подмывающее, все сметающее, все уносящее течение. Но что-то все же остается на ее берегах.

Царство Шумера и Аккада

В V тыс. до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат (Месопотамия, греч. Междуречье), в южной части этого региона появились шумеры (племена неизвестного происхождения) и принялись осваивать эти плодородные земли. В IV тыс. они создали здесь первые города-государства. Впечатляют своей монументальностью и размерами дворцы и храмы, фортификационные сооружения, которые возводили шумеры. Но, может быть, самым значительным достижением сформировавшейся здесь высокой цивилизации, одной из древнейших в мире, была изобретенная шумерами письменность, которую принято называть клинописью.

Шумерский период истории Месопотамии завершился в конце III - начале II тыс. до н. э.

Соседями шумеров на севере были семитские племена - вавилоняне и ассирийцы, или аккадцы (по названию их главного города - Аккада). В XXIV веке до н.э. правитель Аккада Саргон I объединил под своей властью почти всю Месопотамию, создав "царство Шумера и Аккада". Во II тыс. до н.э. страна стала называться Вавилонией (начало II тыс. - 539 год до н.э.; ее главным городом был г. Вавилон, к юго-западу от современного Багдада).

Постепенно, в течение многих веков шел процесс взаимовлияния, интеграции шумеров и аккадцев, синтез культур этих народов, шумерский язык был постепенно вытеснен аккадским (вавилоно-ассирийским). На рубеже III и II тысячелетий произошло разделение аккадского языка на два диалекта - ассирийский (на севере) и вавилонский (на юге).

Название "Ассирия" (оно пришло к нам от греков) - от имени Ашшура (Ассура), главного бога города Ашшура (названного в его честь), центрального божества ассирийского пантеона. Город этот на реке Тигр возник не позднее середины III тыс. до н.э.

Ассирийское царство (XIX век - 605 год до н.э.) образовалось в процессе заселения семитскими племенами земель в северной Месопотамии и прилегающих районах. С конца XII века до н.э. большое влияние и на государство, и на ассирийцев как народ стали оказывать семиты - арамейцы, пришедшие из сирийской степи. Во время борьбы с ними столицу из Ашшура перенесли в Ниневию. Ассирийцы усвоили язык и алфавит пришельцев; в то же время древняя культура ассирийцев воздействовала на арамейцев. Происходила взаимная ассимиляция, объединение ассирийцев и арамейцев в один народ, называвший себя ассирийцами; язык его был "смесью" ассиро-вавилонского и арамейского.


От Ирана до Урарту

Период наивысшего могущества Ассирийского царства - вторая половина VIII - первая половина VII веков до н.э. Ассирийская армия, великолепно вооруженная и организованная, обеспечивала распространение власти своих царей на огромную территорию - от Ирана на востоке до Средиземноморья на западе, от Урарту и южной Анатолии (Малой Азии) на севере до Египта на юге. В стране развивались науки и ремесла, строительное дело, военная техника. Тиглатпалассар III (745-727 до н. э.) после многочисленных победных походов и завоеваний принял в 729 году до н.э. титул "царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада".

Однако бесконечные войны в конце концов истощили страну. В 626-605 гг. Ассирия пала под ударами коалиции Мидии и Вавилонии и перестала существовать как самостоятельное государство. Ассирийцы частично были уничтожены победителями, частично - уведены в плен и "растворились" среди иноземцев. Однако весь ассирийский народ не был истреблен. Многие нашли спасение и убежище в горной Ассирии; другие уцелели в своих городах и селениях. Конечно, за последующие века они вобрали в себя многие этнические элементы: персов, арабов, тюрок, курдов, армян и др.; впитали в свою культуру многое из культуры соседних народов. Но почти полторы тысячи лет этнокультурного развития в качестве державного народа сформировали такой запас внутренней, глубинной прочности, такой уровень его самосознания, как особой общности, которые обусловили дальнейшее сохранение ассирийцев как народа.

Между ассирийцами древности, ассирийцами ("сирийцами") Средневековья и современными ассирийцами существует историческая, культурная, языковая преемственность. Под владычеством Мидии, Вавилонии, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, монголов, Османской империи ассирийцы из поколения в поколение передавали память о своем историческом прошлом, хранили обычаи, легенды, сказания, накопленные за минувшие тысячелетия знания. Будучи в рамках различных государств угнетаемым, а нередко и жестоко преследуемым меньшинством, они, как могли, стремились выжить не только физически, как некая группа людей, но и как народ.


История в глиняных табличках

Сами себя они называют: ассирийцы, атурая, сурая, халдеи. В России их нередко называли айсорами (этноним, пришедший от армян). Есть еще такие наименования: сиро-халдеи, сирийцы.

Современный ассирийский язык (другие его названия - сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основе сирийского письма.

Ассиро-вавилонский язык - один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н.э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н.э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.

На ассирийском языке издаются книги, журналы и газеты в странах, где ныне живут ассирийцы: "Ассириец" (Англия), "Ассирия" (Аргентина), "Ассирийская звезда", "Ассирийский страж", "Вавилон", "Ниневия" (США) и другие.


"Дисперсный" народ

В XVIII-XIX веках преобладающая часть ассирийцев проживала в Османской империи и Иране. По различным подсчетам, к началу XX века их общая численность составляла около 1 млн. человек, из которых приблизительно 0,8 млн. жили в Османской Турции. В наше время они живут в Ираке, Сирии, Иране, Турции, в ОАЭ, в США, в Латинской Америке, в Австралии, в разных странах Европы, в России, в Закавказье. Это дисперсно расселенный народ, знающий свою историческую родину, но не имеющий своей государственности. Общая их численность в конце XX века составляла, по разным подсчетам, от 0,3-0,5 млн. до 2,5 млн. человек.

На территории России ассирийцы впервые стали селиться после русско-персидской войны 1826-1828 годов, во время которой они оказывали помощь русской армии (еще раньше, в конце XVIII - начале XIX века, отдельные группы их поселились в Грузии и Армении). Затем новые группы переселились в Россию из Турецкого Курдистана после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Но, в общем, всех ассирийцев в России перед Первой мировой войной числилось немногим более 5 тысяч человек. Во время Первой мировой войны ассирийцы Турции выступили на стороне России, подняв антиосманское восстание. Оно было жестоко подавлено турецкими войсками. Почти полмиллиона ассирийцев были убиты; около 50 тыс. человек ушли в Россию, десятки тысяч погибли в пути. В России они расселились в разных регионах, в основном в крупных городах. По данным последней (в 1989 году) советской переписи населения, в России проживало 9,6 тыс. ассирийцев, в Грузии - 6,2 тыс., в Армении - 6 тыс., на Украине - 2,8 тыс., в Азербайджане - 0,6 тыс. Общероссийская перепись 2002 года зафиксировала в России 13,6 тыс. ассирийцев.

В советское время не обошли ассирийцев репрессии тоталитарного режима - и в довоенные десятилетия, и в 1950-е годы, когда ассирийцев Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа выселили в Сибирь и Казахстан. Уничтожалась ассирийская культура - книги и люди.

В годы Великой Отечественной войны многие ассирийцы сражались на фронтах. Л.Ш. Давыдов и С.А. Сархошев стали Героями Советского Союза; трое - генералами. После войны в СССР появилась заметная группа ассирийской интеллигенции (научные работники, вузовские и школьные преподаватели, инженеры, врачи). Особо хочу отметить страстного энтузиаста изучения истории своего народа доктора философских наук К.П. Матвеева (Бар-Маттая). По его инициативе в 1988 году была создана ассоциация ассирийцев в СССР, президентом которой стала известная целительница, поэтесса и художник Джуна Давиташвили - да, да, та самая таинственная Джуна.

В США ассирийцы появились в середине XIX века; город Турлок в Калифорнии - почти целиком ассирийский по населению. Их много среди рабочих "Дженерал моторс", "Дженерал электрик" и других гигантов американской индустрии. Но есть немало врачей, инженеров, научных работников, журналистов, писателей, актеров. Все они, как правило, входят в различные ассоциации, которые объединяет Союз ассирийцев Америки. У него есть свои радиостанции, периодические издания, школы, фонды и гуманитарные структуры; союз издает разнообразную литературу для своих соплеменников, включая учебники, научные и художественные издания на ассирийском языке.


Христиане

Ассирийцы - из первых народов, принявших христианство. Среди них живет даже предание, что и сам Христос, и первые его ученики были ассирийцами! И никому при этом нет никакого дела до того, что во всех Евангелиях (а их, кроме четырех канонических, известно еще не менее 25) говорится нечто иное Впрочем, к "усыновлению" апостолов ассирийцы (лучше, видимо, сказать, первоавторы этой легенды) подошли весьма избирательно. Одному из них, Иуде Искариоту, в "ассирийстве" было отказано. И в самом деле, зачем родниться с предателем?

Став христианами, ассирийцы, однако, довольно скоро (разумеется, по историческим меркам скоро) выделились из общей массы ортодоксальных последователей этой религии. В 428 году ассириец-монах Несторий был избран константинопольским патриархом. Однако вопреки всем догматам он стал утверждать, что Христос был не сыном Божьим, а человеком, в которого вселился Бог; соответственно, и его мать, Деву Марию, следует считать не Богородицей, а Христородицей. Высказывал Несторий и другие "нестандартные" мысли. В 431 году собравшийся в Эфесе III Вселенский собор осудил эти взгляды как ересь и низложил Нестория. Он был сослан в Ливию, затем в Египет (там и умер в 453 году).

Однако у него оказалось немало сторонников - как среди ассирийцев, так и в других народах; их стали называть несторианами. Несторианство дожило до наших дней, являясь одним из основных пяти направлений христианства, хотя и самым малочисленным (четыре других - православие, католицизм, протестантизм, монофизитство). Официально несторианская церковь именуется Ассирийской церковью Востока (с патриархом - католикосом во главе). Большинство современных несториан (их общая численность приблизительно 200-300 тыс. человек) - ассирийцы.

Время расцвета несторианской церкви - Средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий, от Средиземного моря до Тихого океана. Ее миссионеры распространяли учение Нестория в Средней Азии, Индии, на Цейлоне, в Китае, Маньчжурии, Монголии, в Эфиопии и других краях. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) встречал христиан-несториан во многих городах Китая; фламандский монах Виллем Рубрук столкнулся с ними во время своих странствий по Монголии (1253-1255 гг.). Именно ассирийцы - два несторианских монаха - в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.

Несториане активно контактировали с основателем ислама - пророком Мохаммедом и его преемниками. В священной книге мусульман - Коране прослеживается влияние некоторых идей несторианства, связанных, в частности, с философией пантеизма.

Важно отметить, что в условиях отсутствия своей государственности несторианская церковь была и остается очень существенным фактором объединения ассирийцев, их этнокультурной консолидации, сохранения их как особого этноса.

Вернемся, однако, в V век. Вскоре после "отпадения" от византийской церкви сторонников несторианства из нее вышла ("отпала") еще одна значительная группа ассирийцев (проживавших в Сирии). Они были "соблазнены" идеями константинопольского архимандрита Евтихия. Его учение осудил как раскольническое в 451 году Вселенский Халкедонский собор. Взгляды Евтихия продолжал активно распространять епископ г. Урфы (Эдессы) Яков Барадая Занзала. Его сторонников стали называть яковитами, а основанную им Сирийскую православную церковь (с патриархом во главе) - яковитской. Она относится к монофизитскому направлению христианства. Как и другие монофизиты, яковиты считают, что природа Христа лишь одна - божественная; однако у них есть свои особенности культа. Последователей яковитства в наши дни - около 200 тысяч человек; кроме ассирийцев это арабы Ближнего Востока и малаяли в Индии (штат Керала).

В XVI веке у ассирийцев возникла еще одна церковь. Часть несториан, проживавших в Османской Турции, под давлением католических миссионеров перешли в "латинство", создав отдельную церковь, глава которой, патриарх Ю. Сулака, подписал унию с Ватиканом (сохранив, однако, определенную внутреннюю автономию). Ее стали называть Ассиро-халдейской церковью.
 


В 1988 г. в подмосковном Загорске, во время празднования 1000-летия Русской православной церкви, среди прочих событий произошло и такое: впервые после отделения яковитов в середине VI в., т.е. через 14 (с лишним) столетий, встретились патриархи двух церквей: несторианской - Мар-Дынха IV и яковитской - Мар-Закка I и переговорили о развитии контактов.

* * *

Нет, не неудачники в человечестве, а победители Времени! Да, превратности исторической судьбы лишили ассирийцев, один из древнейших народов Земли, своей государственности, у очень многих из них отняли родину, разметали по всему свету. И тем не менее - вопреки всему, несмотря на многовековые гонения и множество попыток тотального геноцида в разные эпохи, есть, живут в нашем мире люди с древним и гордым именем: атурая, сурая, ассирийцы. Не счесть племен и народов, которые за эти тысячелетия полностью исчезли, ушли с исторической сцены, и лишь имена их сохранились на страницах ученых фолиантов, а ассирийцы - есть, их можно увидеть, можно "потрогать", как говорится.

И потому, если где-нибудь вам доведется встретиться с человеком, о котором вам скажут: "это - ассириец" (или сам он, может быть, представившись, так назовет себя) - не делая удивленно-округленных глаз, почтительно приподнимите шляпу. Вы встретились с Историей.

 


 

Ассирийцы Армении


И. Долженко историк-этнолог, специалист по этнографии русского народа и национальных меньшинств Армении, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН
Г. Г. Саркисян географ этнолог, специалист по исторической географии Армении и Кавказа и этнографическим проблемам, кандидат исторических наук, старший сотрудник Института Национальной Академии Наук Республики Армения по Археологии и Этнографи
и.


Ассирийцы - это один из древних народов Передней Азии, у которого сегодня нет своего государства, и который живет в основном в Азии, Иране, Турции, России, Грузии, Армении и других странах.
История сегодняшнего ассирийского населения Армении начинается с 1830-ых годов, когда после присоединения Западной Армении к России, они мигрировали из Персии вместе с армянами (большей частью из района Урмии). Первые 100 ассирийских семей основались в регионе Нахичевана Ереванской области, и три года спустя они переселились в село Тартар, провинцию Карабаха, и прожили там около 10 лет.
В поисках более удобных условий для жизни, они несколько раз перемещались с места на место и в конце 1840-ых поселились в селе Агамзалу Араратской долины (сегод. Мармарашен в регионе Масиса Араратского марза), и, позже, окончательно поселились в селе Нижний Койласар (сегод. Димитров в регионе Масиса Араратского марза). После некоторого роста ассирийского населения, часть их переселилась из села Нижний Койласар в новое село Двин-Асори (сегод. Верхний Двин упомянутого региона).
Уже к концу XIX века ассирийцы обосновались на территории Армении. Они поселились в селах Арзни (сегод. регион Абовяна, Котайкского марза), Малый Шахриар (сегод. село Артагерс в регионе Армавира Армавирского марза) и Геласор (регион Арташата Араратского марза). Ассирийское население также обосновалось в городах и селах Армении. В дальнейшем, часть ассирийцев поселилась в городе Абовяне, также как и Бюрегаване, Нор Ачине и других местах.

Сегодня ассирийское население в разном количестве живет в селах Димитров, Верхний Двин, Новый Артагерс, Арзни, в городах Ереван, Арташат и Абовян. Ассирийцы также в небольших количествах (около 10 человек) живут в других городах.
 

Тем не менее, ситуация заметно изменилась в 1990-ых: началась массовая миграция ассирийского народа. Доказательством этому может послужить информация, собранная авторами этого исследования. Итак, 190 ассирийцев покинуло село Димитров (41 семья полностью и 50 людей из 32 семей), и стоит упомянуть, что во время самой большой массовой миграции в 1993-1994 гг. процент ассирийского населения среди всего сельского населения снизился с 42% до 25%. Более половины 110 семей являются межэтническими, и количество ассирийско-армянских семей в 1999 г. составило 58, армяно-ассирийских 5, были также 2 ассирийско-украинских семьи и одна ассирийско-татарская.
Процесс миграции был характерен не только для ассирийцев села Димитров, но также и для сел Верхний Двин, Арзни, Новый Артагерс, также как и для некоторых городов Армении, включая Ереван.

 


 

Ассирийцы в Грузии

 

История ассирийско - грузинских взаимоотношений имеет глубокие корни. Ещё в период правления ассирийского царя Тиглатпаласара I (I тыс. до н.э.) им упоминается страна Даэни, расположенная к северу от Урарту.
Многие ученые полагают, что это первое упоминание о древнейшем картвельском государстве. Более тесные контакты между грузинами и ассирийцами имеют место в период распространения христианства в Закавказье.
Ассирийские миссионеры внесли большой вклад в укрепление новой религии в Грузии, вследствие чего сыграли особую роль в становлении новой постхристианской грузинской культуры. По преданию, святая Нино, обратившая в христианство жителей Восточной Грузии, была по происхождению ассирийкой.


В VI веке н.э. в Грузию из Месопотамии, из Урхи (Эдесса), прибывает группа ассирийских монахов, впоследствии увековеченных историей как тринадцать ассирийских отцов.
Деятельность монахов была настолько эффективной, что спустя тринадцать веков видный грузинский историк Г. Сабинин напишет: Для новопросвещенных христиан Грузии ассирийские святые отцы были тем же, что и святая Нино для языческой Грузии. Труды их неисчислимы и подвиги необычны. Несмотря на пройденные уже тринадцать столетий, церковь и сейчас носит на себе явные следы их попечения. Воздвигнутые ими монастыри и церкви стали центрами зарождавшейся христианской культуры и функционируют до сегодняшнего дня.


Но появление первой ассирийской общины в Грузии относится к более позднему времени и связано с именем царя Картли-Кахети Ираклия II. Проводя активную политику на сближение с христианскими народами, угнетенными Османской империей и Ираном, и ища союзников в борьбе против этих стран, Ираклий II ведет тайную переписку с Патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Авраамом. В своем описании ассирийцев, направленном императрице России Екатерине II, Ираклий II пишет: Вот уже год как ассирийцы неоднократно присылали с прошением людей духовных, священников и князей, просили и просят позволения переселиться в нашу страну. Из них некоторые далеки от нас, а некоторые близко, и мы собираемся отправиться в поход и перевезти тех близких ассирийцев....


В 1770 году Ираклий II получил письмо от Патриарха Мар Авраама, в котором тот писал, что ассирийцы с радостью присоединятся к грузинам и, в случае надобности выставят 20-тысячную армию. Провал Ахалцихской операции разрушил планы Ираклия II, но несколько десятков ассирийских семей были переселены в Грузию и расселены в районе Мухрани. Дальнейший процесс переселения в Грузию происходит в период вхождения её в Российскую Империю.


В 1826 году между Россией и Ираном был подписан мирный Туркманчайский договор, что позволило ассирийцам, подданным Ирана, приезжать в Россию, в частности в Тифлис на заработки. Часть семей оседала в городе, принимала подданство России. В 90-х годах XIX века в Тифлисе ассирийская община насчитывала 5 тысяч человек, функционировала ассирийская церковь и при ней трехклассная приходская школа. Издавалась газета Мадынха (Восток). В 1912 году в Тифлисе был создан первый в истории ассирийцев драматический кружок. Спектакли на ассирийском языке ставились в Народном доме имени Зубалова (ныне театр Марджанишвили) под руководством видного ассирийского общественного деятеля доктора Фрейдуна Атурая.


Массовое переселение ассирийцев на территорию Грузии происходит во время и после Первой мировой войны. Ассирийцы так же, как и армяне, стали жертвами геноцида, устроенного турецкой военщиной. Около 50 тысяч ассирийцев бежало в Грузию и Армению. В Тифлисе местной общиной при содействии правительства был организован Комитет помощи ассирийским беженцам. Сюда же перенес свою деятельность Ассирийский Национальный Совет в изгнании.
В период Первой республики Тифлис превращается в культурный, общественный и политический центр ассирийского народа. Тифлис можно по праву назвать местом, где зародилось ассирийское политическое движение. Созданная здесь в начале XX века доктором Фрейдуном Атурая Ассирийская Социалистическая Партия Закавказья стала предтечей ассирийских политических партий.


Советизация региона сыграла двойную роль в истории ассирийской общины в Грузии. С одной стороны, были открыты ассирийские школы (в Тифлисе до 1937 года действовали 3 школы), начала издаваться газета Кохвад Мадынха (Звезда Востока), функционировали различные кружки. За короткое время был создан мощный пласт ассирийской интеллигенции.
С другой стороны, коммунисты всячески мешали развитию духовной жизни ассирийцев: священнослужители были репрессированы. Пытались даже заменить ассирийскую письменность на латинский шрифт.


Недолгий период расцвета был омрачен репрессиями 1937 года, когда были закрыты школы и газета, а большую часть интеллигенции репрессировали. Вторая волна репрессий прокатилась по Закавказью в 1947 году. Тысячи ассирийцев были насильно переселены в Сибирь и Казахстан, и только после реабилитации 1954 года часть из них смогла вернуться в Грузию. И все же Тбилиси продолжал быть культурным центром ассирийцев не только в Грузии, но и в СССР.


В 50-е годы здесь был создан первый в Советском Союзе ансамбль ассирийского танца и песни под руководством Ангелины Григолия, функционировал Клуб любителей ассирийской словесности, занимавшийся пропагандой родного языка и литературы. Здесь жил и творил ассирийский писатель Раби Давид Игьен, произведения которого в переводе на грузинский язык печатались в журналах Дроша, Пионери и других. За свою деятельность Раби Давид Ильян был внесен в Грузинскую Советскую Энциклопедию.
Сегодня в Грузии проживают 8.600 ассирийцев (по переписи 1989 года). Компактные поселения имеются в Тбилиси, Кутаиси, Гардабани, Батуми и селении Дзвели Канда. Ассирийцы Грузии имеют свою общественную организацию Ассирийский Национальный Конгресс Грузии, созданный в 1992 году. АНКГ активно участвует в жизни ассирийского населения. Основной целью организации является сохранение и развитие родного языка, традиций и культуры.


Особое внимание уделяется молодежи. При АНКГ действуют молодежное отделение, функционируют два ансамбля ассирийского танца, организовываются молодежные вечера, возрожден праздник ассирийского Нового года Хаб-Ниссан.
 

С 1996 года в Тбилиси начала свою деятельность миссия Ассиро-Халдейской католической церкви. Теперь у ассирийцев появилась возможность удовлетворить свои духовные потребности по обычаям своих предков.
Экономические проблемы в стране заставили многих покинуть Грузию и направиться в другие страны на заработки. Однако большая часть гастарбайтеров, скорее всего, вернется на родину с улучшением экономического положения.
Сейчас перед ассирийской общиной стоит задача интеграции в строящееся общество, и чем быстрее это произойдет, тем реальнее будет сохранение и дальнейшее развитие ассирийской общины в Грузии.

Давид Адамов
Президент Международного
национального ассирийского конгресса Грузии

 



 

Ассирийцы в Тбилиси
 

В Москве вышла книга Ассирийцы в Тбилиси. Автор книги др. Сергей Георгиевич Осипов,  профессор, член-корреспондент Академии военных наук России. Данная печатная работа является первым историко-этнографическим очерком, описывающим ассирийцев города Тбилиси.

История этого города всегда имела исключительно важное значение не только для ассирицйев Грузии, стран бывшего союза, но также и для их соплеменников зарубежом. На протяжении всего последнего столетия он был культурным и политическим центром, давшим ассирийству видных деятелей в области литературы, искусства, науки, общественной деятельности, бизнеса и т.д.  Еще до революции Тбилиси (Тифлис) был промежуточным центром между Востоком и Россией. Он был местом встреч и резиденций военных, князей, церковных деятелей и политиков.

Из этой среды вышли такие известные деятели, как А. Бадалов, Ф. Атурая, М.  Бадалов, А. Тамразов, Д. Ильян, С. Шахбазов, М. Пираев, Д. Хошабаев, здесь нельзя не упомянуть и самого автора С. Осипова, и многие другие.
Немалый вклад ассирийцы внесли и в культуру грузинского народа.

В книге много иллюстраций, она состоит из 9 глав:
Исторический экскурс, Первые тбилисцы, Катастрофа, Общественная деятельность, Мартиролог, Этнография, Народ-созидатель, Al fresco, Культура, Искусство, В новом тысячелетии.

Хочется выразить благодарность Сергею Георгиевичу за проделанный им труд, столь необходимый ассирийскому народу.

Надеемся, что данная тема будет продолжена и со временем дополнена. Очень желательно, чтобы книга была переведена на английский язык, она, несомненно, найдет своего читателя за рубежом.

За справками о книге обращайтесь к автору:
melta@aport2000.ru
 
                                                          
Василий Шуманов, июль 2006


 

Материалы к биографическому словарю
ассирийцев в России

В Санкт-Питербурге, в издательстве " Publishing House of Oleg Abyshko", вышло второе издание книги "Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России". Автором ее является иеромонах Стефан Садо, директор библиотеки Духовной Академии Санкт-Питербурга. Первое издание было выпущено издательством "Прас-Атра" в 1990 году.

Долгие годы о. Стефан вместе со своим отцом, Михаилом Садо, собирали архивные материалы, которые и легли в основу первого и нынешнего изданий.

Это сводный биографический справочник, который охватывает периоды XIX и XX столетий. Он описывает историю переселения ассирийцев в Россию, судьбу первых организаций, религиозных миссий и приходов, а также период сталинских репрессий, деятельность ассирийцев в области советской науки и культуры.

Данный справочник является незаменимым пособием по изучению ассирийцев для историков, этнографов и востоковедов.

За справками о книге обращайтесь к автору: library@online.ru или (812) 579-2309.

 


 

История села Урмия

 

Назад, на главную страницу Атраньюс